Предположим на секунду, просто ради интереса, что (некоторые) криптовалюты это не афера в крупных масштабах. Более того, предположим, что криптовалюты при этом не являются всего лишь еще одним видом финансового актива. Предположим, что возможны такие сценарии развития событий в будущем, когда криптовалюты действительно что-то значат и зачем-то нужны.
Зададимся вопросом: каковы эти сценарии? Ведь если правдоподобный ответ на этот вопрос не будет получен, то следует заключить путем сведения к абсурду, что у криптовалют нет жизнеспособного будущего.
Будущее криптомаксималиста
Сценарий
Биткоин – мировая валюта. Транзакции, осуществляемые на ZCash, который неэффективно пытается блокировать государство, скрыты ради ухода от налогообложения. Все розничные транзакции осуществляются посредством платежного протокола Lightning Network, за ними непрерывно наблюдают и верифицируют многочисленные боты, работающие на технологии искусственного интеллекта.
У каждого человека свой собственный персональный ключ безопасности, без которого все сбережения человека попросту исчезнут. Эти ключи также хранят всю персональную информацию своих хозяев, использование которой подтверждается пользователями для децентрализованных приложений из «мирового компьютера» на Эфириуме. Этот «компьютер» осуществляет миллиарды транзакций в секунду, благодаря автоматизированному фреймворку смарт-контрактов Plasma. И снова искусственный интеллект следит за системой, чтобы предотвратить возможное мошенничество.
Фиатные деньги исчезли в ходе гиперинфляции. Банки исчезли вместе с ними. Национальные государства еле-еле сводят концы с концами и новое поколение предпочитает не иметь гражданства какой-либо страны. Постепенно мир все больше попадает под контроль странной комбинации либертарианских биткоиновых систейдеров и общинных коллективов, которые составляют эфириумные хакеры, и которые зовут себя «филами», позаимствовав это название из романа Нила Стивенсона «Алмазный век», но по их версии это Крипто Век.
Насколько вероятен этот сценарий?
Вероятность такого развития событий практически равна нулю по многим причинам, таких как: подавляющее большинство людей не желают владеть персональными ключами безопасности, а если вы отказываетесь от ключа, то криптовалюты для вас ничем не отличаются от фиатных денег, которые вы храните в банке за исключением тех разнообразных ситуаций (например, в отношении отсутствия возможности отозвать транзакцию), когда крипта серьезно уступает фиату. Кредиты и криптовалюта плохо уживаются вместе. Большинство людей хотят сильных правительств, а сильные правительства хотят контролировать свою валюту, это в свою очередь значит, если пропустить всего одну небольшую логическую посылку, что большинство людей хотят фиатные валюты. И т.д., и т.п.
Будущее криптофинансиста с Уолл-Стрит
Сценарий
Обычные люди не пользуются криптовалютой. Зачем она им? Но финансовый мир полностью перешел на крипту. Акцию существуют только в блокчейне Эфириума. Облигации тоже. Любой, кто соответствует требованиям на получение «безопасного токена» – удостоверение вашей личности и инвестпригодности – может торговать любыми акциями, любыми облигациями на любом рынке любой страны, из любого уголка мира, практически в реальном времени без необходимости получать разрешение. Торги осуществляются главным образом посредством децентрализованных бирж, хотя в некоторых рынках централизованные биржи все еще обладают некоторым преимуществом. И все же, мало кто участвует в торгах напрямую, за них это делают автоматизированные биржевые советники, построенные на искусственном интеллекте.
Биткоин – мировая резервная и расчетная валюта. Золото теперь всем безразлично. Пусть с вашей кредитки снимают деньги в фиатной валюте, но они сразу же переводятся в биткоин и некоторое количество сатоши отходит эмитенту карты и банку, обслуживающему торговые операции, прежде чем их снова переведут в доллары и отправят продавцу – благодаря невообразимым объемам транзакций комиссия Lightning настолько микроскопическая, что любая альтернатива обойдется дороже. Обычные люди все еще даже не подозревают, что такое Lightning, но эти платежные каналы, которые связывают банки друг с другом, как внутри отдельных стран, так и на мировом рынке, выполняют функцию мировой кровеносной финансовой системы, каждый день пропуская через себя миллионы долларов.
Насколько вероятен этот сценарий?
Его вероятность стремится к нулю. Пожалуй, в этом сценарии две больших проблемы: невозможность отозвать транзакцию и трудности с кредитованием в криптовалюте. Впрочем, возможно, что эти проблемам найдут какое-то решение. В отличие от первого сценария, этот предоставляет некоторые преимущества. Зачем тратить состояния на создание и поддержание разнообразных баз финансовых данных по всему миру, когда можно иметь только одну?
Будущее децентрализованных приложений
Сценарий
С финансовой точки зрения, криптовалюты – лишь один из классов активов и разновидность контркультуры, но токенизированные протоколы, на которых строятся децентрализованные приложения завоевали Интернет. Facebook, Twitter и со временем даже Google были заменены обширными пиринговыми сетями, в которых процессы и данные координируются и оптимизируются в реальном времени путем трансферов токенов, управляемых посредническими искусственными интеллектами. Правила этих систем определяются путем частых голосований, которые тоже токенизированы.
Все персональные данные пакетированы во многочисленных дублирующих друг друга стеках, разбросанных по всему Интернету и защищенных персональными ключами безопасности. Доступ к различным фрагментам персональных данных может быть открыт для сервисов, которым они могут понадобиться, но только тогда, когда владелец данных или другие уполномоченные им стороны дают разрешение на доступ. Владелец получает токены за доступ к своим данным, которые можно потратить на другие сервисы. Портфолио токенов может достигать сотен иногда тысяч различных видов токенов и ИИ-помощник регулярно обменивает их, чтобы оптимизировать портфолио под поведение хозяина.
Сходная инфраструктура токенизированных протоколов начинает выползать в офлайн и организовывать проекты в физическом мире, начиная с разработки оборудования вплоть до городского планирования и преобразования целых городов. Экономика токенов все в большей степени организует жизнь и поведение людей.
Насколько вероятен этот сценарий?
Он маловероятен. Положим, этот сценарий привлекателен в своей оригинальности, но большинству людей нравятся централизованные решения, которые дают им инстанцию, куда можно пожаловаться. Ту инстанцию, которая может устанавливать правила и следить за их соблюдением, без необходимости проведения голосований по всякому малейшему административному поводу в каждой из сетей, к которой пользователь подключен. Децентрализованные приложения по своей природе устроены более сложным образом, они более хрупкие и медленней развиваются, чем централизованные. При этом выгоды для пользователей децентрализованных приложений довольно тривиальны – Facebook зарабатывает порядка $10 в квартал за человека, что явно недостаточно, чтобы окупить все хлопоты децентрализации. Кроме того, к преимуществам централизованных приложений можно отнести «эффект масштаба»; централизованную инфраструктуру дата-центров, которая эффективнее, чем обычный персональный компьютер; централизованные базы данных, гораздо более эффективные, чем блокчейны. К тому же, любой хочет лично контролировать портфолио из сотен токенов различных видов, вне зависимости от того, насколько эффективным и полезным может стать их ИИ-помощник.
Будущее мирового крипто-Юга
Сценарий
Северная Америка и Европа все еще пользуется долларом и евро. Уолл-Стрит использует собственные системы, хотя иногда интересуется, не углубляясь, крипто-активами. Facebook все еще господствует среди социальных медиа стран «золотого миллиарда». Криптовалюты носят дополнительный, второстепенный характер, они – диковинка, маргинальная инвестиция.
Но на мировом Юге дела обстоят иначе. Венесуэла и Зимбабве первыми заменили свои национальные валюты криптой, которой не грозит гиперинфляция. Вслед за ними вскоре последовали другие. Переход от мобильных платежных систем на расчеты в крипте оказался легким и естественным. В самом начале были катастрофические провалы, хакерская атака на протокол граничного шлюза выбила большую часть майнеров/валидаторов эфиопской криптовалюты и обогатило за счет казны государства нескольких хакеров. Впрочем, спустя некоторое количество хард форков и перехода на версию 2.0, был достигнут устойчивый уровень благосостояния.
Местные рынки акций и облигаций последовали примеру своих государств, равно как и местный Интернет. Цены на широкополосный доступ к сети в этих странах значительно выше, чем в США, что вкупе с относительно большей доходностью от децентрализованных приложений привело к появлению эффективных местных децентрализованных приложений на основе национальных криптовалют, которые в конце концов заменили централизованные Западные сервисы на местном рынке. Теперь, когда предприниматели из Зимбабве посещают Лондон и Нью-Йорк, они удивляются тому, насколько отстало выглядят их традиционные финансовые системы.
Насколько вероятен этот сценарий?
Рискнем предположить, что такой сценарий на самом деле возможен. Вероятность его развития мала, но тем не менее, он возможен. В Нью-Йорке, Лондоне, Торонто и Париже дефляционные криптовалюты и прямые платежные каналы, это те решения, которые напрашиваются на проблемы. Централизованные, устоявшиеся и зрелые платежные системы с массой поощрений и бонусов для пользователя, пусть и при меньшей мобильности, все-таки выгодней смотрятся в глазах рядового потребителя. Совсем иная ситуация в случае если вы гражданин перенаселенной африканской страны с валютой, уровень инфляции которой постепенно переходит от двузначных чисел к трехзначным… К вам заведомо относятся с подозрением и получить кредит практически не реально. Однако, благодаря криптовалютам все может измениться в одночасье.
Будущее крипто-контркультуры
Сценарий
Биткоин не завоевал мир, как и Эфириум, как и Tezos, EOS или Hashgraph. Люди по всему миру, как и прежде, пользуются кредитными картами, долларами США, евро, реалами, юанями и т.д. Уолл-Стрит применяет некоторые частные/разрешенные блокчейны. Некоторые логистические компании могут поступать тоже могут прибегать к блокчейну, но весь эффект от их использования сводится к повышению эффективности предприятия и сокращении некоторых издержек – совсем не та мировая революция, которую нам часто обещают.
Все это справедливо в отношении 98% населения мира, но есть еще 2% у которых все по-другому. Может быть потому что они либертарианцы, которые не доверяют государству или хакеры, зачарованные технологией, или потому что верят в перспективу лучшего мира, как бы то ни было, эти люди готовы возиться с персональными ключами безопасности, поддержкой платежных каналов, приобретением токенов, чтобы строить и платить за децентрализованные приложения и «федерализировать» свои данные и т.д. Всего 2% населения Земли, но это, на секундочку, 140 млн. человек.
Только 140 млн. людей используют не отслеживаемые, нецензурируемые, независимые социальные медиа. Но этого количества уже достаточно, чтобы и в централизованных медиа цензура носила ограниченных характер ввиду существования реальной децентрализованной альтернативы. Только 140 млн. человек используют криптовалюты для повседневных расходов и долгосрочных сбережений. Но этой альтернативы уже достаточно, чтобы национальные валюты испытывали давление с их стороны и ее регуляторы имели ввиду, что если их валюта начнет деградировать, то жизнеспособная альтернатива уже существует и если централизованные фиатные деньги станут обременительными, то люди могут начать переходить на эту альтернативу. Только 140 млн. человек используют системы, не требующие верификации или подтверждения, этого уже достаточно, чтобы в случае, если человека исключат из верифицируемой инфраструктуры, он смог перейти на альтернативную и при этом не остаться у разбитого корыта.
Если вкратце, то 2% населения мира, использующие криптовалюты, делают большое дело для других 98%. Они заставляют цензоров, правительства и банки быть честными, путем создания и поддержания реальной жизнеспособной децентрализованной альтернативы, что уже само по себе служит делу исправления недостатков централизованных систем.
Насколько вероятен этот сценарий?
Опасаясь показаться оптимистами, предположим, что этот вариант будущего криптовалют наиболее вероятный.