Несмотря на всплеск количества грядущих IPO технологических компаний, а также предпринимаемые меры по привлечению новых, Гонконг и его биржа все еще проигрывают США и их фондовому рынку в привлекательности, готовящихся к листингу, стартапов.По крайней мере так полагает руководитель технологической компании Razer, завершившей удачное IPO в ноябре прошлого года.
Тогда компания, занимающаяся разработкой и производством игровой техники, смогла привлечь $500 млн. Однако, ее генеральный директор Мин-Лян Тан предупреждает, что основным инвесторам Гонконга не хватает знаний о том, как работают и развиваются технологические компании.
«[Выход на фондовый рынок] был увлекательным периодом времени для нас, но [теперь] нужно сосредоточиться на том, чтобы просветить инвестиционную публику Гонконга в отношении технологических компаний», — рассказал Тан «[Фондовые рынки] США, пожалуй, лучше знают технологические компании».
Акции компании Razer, в которую, среди прочих инвесторов, вложился богатейший человек Гонконга Ли Кашин, в ходе IPO подорожали на 18%. Однако, с тех пор цена на них неуклонно снижалась. На момент 24 апреля, после того как стало известно, что компания приобрела компанию-провайдера электронных платежей MOL, цена акций приподнялась на 6%, тем не менее текущая цена (HK $2,59) все равно ниже стартовой цены при листинге компании (HK $3,88).
Таким образом развивались события не только в отношении одной Razer.
Издательское подразделение Tencent, ChinaLiterature, – еще одна компания в отношении которой были высокие ожидания и IPO которой прошло чрезвычайно успешно. Ее дебют на фондовом рынке стал самым прибыльным за последние десять лет истории Гонконгской биржи. Акции компании совершили скачок вверх на 86% в первый день торгов и ChinaLiterature удалось привлечь $1 млрд. Теперь акции компании торгуются по цене HK $68,10, что значительно ниже цены на момент дебюта компании на рынке, когда акции оценивались в HK $102,5.
Углубляясь дальше в недавнюю историю технологических IPO, можем вспомнить листинг акций производителя смартфонов Meitu. Компания оказалась во главе технологического ралли на Гонконгской бирже в конце 2016 года. Итоговый на данный момент рост цены ее акций близок к нулю.
На момент закрытия торгов 24 апреля 2018 года цена акций Meitu составила HK $8,48, что немногим ниже их цены HK $8,50, зафиксированной на момент закрытия торгов в дебютное для компании 15 декабря 2016 года.
Истории этих трех компаний на фондовом рынке должны стать предупреждением для AntFinancial, финтеховского партнера Alibaba, оцениваемого частными инвесторами в $150 млрд., а также для крупнейшего китайского производителя смартфонов Xiaomi, который готовится в скором времени провести листинг на Гонконгской бирже с оценкой капитализации в $100 млрд.
Положение Гонконга в качестве моста между Китаем и международными рынками уникально и обладает притягательностью для тех, кто хочет вывести китайские бренды на мировой рынок, а также для глобальных фирм, желающих зайти на материковый Китай. Кроме того, нужно помнить о том, что на рынках Индии и Юго-Восточной Азии взращиваются миллиардные технологические фирмы, которым потребуется формат выхода на международные рынки капитала, который не смогут обеспечить местные биржи. Однако, многие технологические компании не функционируют так как более традиционные корпорации или отрасли– у них более высокие нормы среднемесячных затрат, итеративный подход в разработке продукта, а также раздутые бюджеты на исследования и разработку и большое разнообразие реализуемых бизнес-моделей.
В случае Razer, мы имеем дело с компанией, которая продает игровые ноутбуки и аксессуары для геймеров, например, специализированные мышки, клавиатуры, наушники и геймпады. Компания недавно расширилась на рынок смартфонов, выпустив первый специализированный геймерский смартфон, и ее генеральный директор намекнул о том, что в этом году возможны запуски других новых продуктов компании.
Задача повышения осведомленности инвесторов в большей степени подходит Razer, чем большинству других технологических компаний, так как фирма сосредоточена на зарождающихся индустриях, таких какими являются игровая и киберспортивная индустрии. Дело в том, что это пространство еще столь молодое и малозаметное для инвесторов, что Razer, прежде чем выйти на IPO, пришлось провести самостоятельный его обзор, а также заказать у сторонних аналитических фирм специальное исследование, чтобы предоставить, необходимые для проспекта эмиссии, сведения о состоянии рынка и конкурентах.